Капитальный и текущий ремонт кровель Санкт-Петербурга в 2011 г. провален. Это очевидно и не требует еще больших доказательств, чем те, которые будут представлены ниже. Несмотря на то, что городская власть была неоднократно предупреждена и ознакомлена с фактами невозможности выполнения запланированных программ, воз и ныне там. В чем причина и что можно предпринять?
Цель данной публикации состоит в том, чтобы, осознавая всю глубину проблемы, разобраться в ситуации, проанализировав следующие вопросы: «Почему не выполнена качественно и в срок программа ремонта кровли, нормализации тепловлажностного режима? Кто в этом виноват? Какие последствия нам предстоит пережить? Какие меры и способы можно предпринять, чтобы улучшить ситуацию с кровлями в нашем городе?
Ответить постараются специалисты экспертной группы профкома. Профессионального союза кровельщиков, которые неоднократно проводили проверки выполнения капитального и текущего ремонта в этом году. А также специалисты, привлеченные администрацией района в качестве стороннего технического надзора Государственного учреждения жилищного агентства (ГУЖА) для осуществления строгого контроля качества выполнения работ и соответствия требованиям типового проекта 1.160.2-КР-1 «Ленжилпроекта» 1986 г., рекомендованного Жилищным комитетом.
Квалификация специалистов-кровельщиков и возможности технадзора
В этом году был сделан очень хороший шаг со стороны Жилищного комитета, а именно: рекомендован типовой проект L160.2-KP-1 «Ленжилпроекта» 1986 г. Также губернатор В.И. Матвиенко и городской оперативный штаб по подготовке к зимнему периоду 2011/2012 гг. рекомендовали всем главам районов привлекать общественные организации из самих жителей домов для осуществления контроля качества ремонта кровель, ведь предстояло капитально отремонтировать 1100 кровель нашего города и выполнить текущий ремонт 6745 домов. Вследствие этих рекомендаций для усиления возможностей технадзора только администрацией Петроградского района была привлечена независимая организация, в состав которой вошли эксперты «Профессионального союза кровельщиков». Другие районы понадеялись на свои штатные силы или сочли невозможным привлекать общественные организации. Но никто не подумал о том, что на фоне полного развала профтехобразования gj подготовке специалистов-кровельщиков сама реализация программы невозможна, просто не хватит квалифицированных рук. Ведь простой подсчет показывает, что бригада кровельщиков из 3-х человек за сезон выполнит работы не более чем по трем адресам, а это значит, что на 1100 адресов необходимо более 1000 кровельщиков, не считая текущего ремонта. Всего для реализации программ необходимо около 2000 специалистов. Где их взять? Подрядчики решили привести их из ближнего зарубежъя, а на конкурс выставить совершенно несоответствующую факту документацию наличии в штате кровельщиков. На одного такого горе-подрядчика, кстати, уже заведено уголовное дело. Но что делать с ситуацией в целом?Выборочные проверки капитального ремонта по городу показали, что обстановка наличием кадрового состава подрядчиков практически у всех идентична. В середине июля специалисты независимой организации приступили к работе в качестве стороннего технадзора на более чем 50 объектах капитального ремонта кровель районной программы Петроградской стороны. На первых же комиссиях были обнаружены множество нарушений технологии производства, дефектов монтажа, отсутствие документации производства работ и полное непонимание со стороны рабочих и прорабов - что они делают и как выглядит инструмент кровельщиков. Когда разговариваешь на разных языках - очень трудно добиться понимания, так как 95% рабочих на объектах - люди, приехавшие из ближнего зарубежья с отсутствием квалификации и сомнительной практикой. Сторонний технадзор, фиксируя все нарушения, останавливает объекты до устранения замечаний. Подрядчики, столкнув¬шись с требованиями руководства района и жесткой проверкой качества со стороны отдела технадзора, начинают поиски квалифицированных рабочих, способных трудиться на сложных кровлях «Петроградки», а некоторые подрядчики просто прекращают работы или пытаются исправить ситуацию имеющимися силами. В любом случае идет перерасход материала и упускается драгоценное время, а сроки в контрактах окончания.
Прекрасно осознавая грандиозные масштабы предстоящего ремонта кровель и нормализации тепловлажностного режима, начало работ было назначено на июль. Возникает вопрос - «Почему не в марте или хотя бы в апреле?», ведь время так дорого, а в конце октября в нашем городе уже может выпасть снег. В связи с таким запоздалым началом стартовала гонка за выполнением в ущерб качеству. Если нет выполнения программы или идет отставание от графиков в районе - кто виноват? Казалось бы, ответ очевиден: глава района, администрация, ГУЖА, Но если рассмотреть эту проблему внимательно, то обнаруживается, что по адресной программе (по субсидиям - 95-5%) у администрации нет никаких рычагов воздействия на подрядчиков. Договор (а соответственно и сроки выполнения работ) имеет законную силу с момента его подписания между заказчиком - «Управляющей компанией» - и подрядной организацией, но после проверки всей документации Жилищным комитетом (ЖК).
Таким образом, субсидии открываются только после подписи ЖК. Но в силу того, что никто за своевременное подписание ответственности не несет, а ЖК только проверяет договора, а не помогает их оформлять в этом году подписание договоров и откры¬тие субсидий состоялось в основном в сентябре, а в некоторых случаях - и в октябре. А это значит, что подрядчики до сентября вообще имели законное право по адресной программе работы не выполнять. Подрядчик идет навстречу администрации и приступает к работам за свой счет, не получив ни копейки, но, не рассчитав своей кредите способности и возможностей, останавливает работы или переводит их в вялотекущий режим, дождавшись дождливой осени и затопления квартир.
Администрация, в свою очередь, до подписания договора о предоставлении субсидий не может применить никаких мер по отношению к подрядчику. Но даже после подписания, если подрядчик проявил свою недобросовестность и не исправляется, расторгнуть договор в одностороннем порядке можно по закону только через суд. А это потеря драгоценного времени, да и попробуй найти другого подрядчика через процедуру конкурса, подрядчика, который пожелает работать по нереальным сметным расценкам.
Но есть пример и районная программа капитального ремонта кровель Петроградского района. Это не субсидии, а прямой договор с ГУЖА. Программа состоит из необходимости отремонтировать кровли по 55 адресам. На стартовом совещании в июле главой района было объявлено всем подрядчикам о необходимости строгого соблюдения сроков выполнения работ по договорам до 1 сентября. И доведено до сведенья, что подрядчики, которые будут опережать графики или хотя бы не отставать от них, сразу получат авансирование: «... Только работайте, мы всегда готовы идти навстречу в этом вопросе».
К сожалению, у многих подрядчиков со старта произошла осечка, они пришли в район работать как предыдущие несколько лет, а в «Петроградке» им сказали: «Халтура не пройдет!». В результате в связи с недобросовестностью подрядчиков, которые выбраны в соответствии с законом ФЗ 94, район имеет катастрофические показатели. Хотелось бы знать, осуществлялся ли контроль со сто¬роны Саморегулирующих организаций (СРО) за своими представителями, участниками го¬родской программы ремонта кровель нашего города, и понесут ли ответственность за своих недобросовестных подрядчиков эти СРО?
Между молотом и наковальней
Районные администрации оказались «между молотом и наковальней». С одной стороны - необходимость выполнения поставленных Правительством города задач, а с другой - невозможность их выполнения. Разные районы определили направления выхода из этой ситуации.
Вариант 1: В «Петроградке», изначально понимая, с чем придется столкнуться, был выбран способ, несмотря ни на что, бороться за качество работ, действуя по принципу «Лучше меньше, да лучше», при этом открытость для СМИ, привлечение общественности, усиление контроля качества и строгого соблюдения технорм.
Вариант 2: Некоторые районы пошли по пути лояльного подхода к откровенной халтуре со стороны подрядчика. Выполнение идет, дома доходят до 90%-ной готовности или 95%-ной, а в октябре оказывается что добрая половина домов уже требует аварийного ремонта или полной замены кровли. ГУЖА у подрядчика работы не принимает, не желая брать на себя ответственность, опасаясь широкой огласки проблемы. Пишут предписания о необходимости исправить нарушения, а из-за позднего Подписания договоров и открытия субсидий сроки отодвинуты на ноябрь, даже декабрь.
Вариант 3: закрывать глаза на нарушения, несоответствия требованиям технорм и правил. Давать выполнение, отчитаться, а дальше будь, что будет!. Справедливости ради, необходимо подчеркнуть, что в ходе проверок встречались и дома с удовлетворительным качеством ремонта: в Петроградском, Калининском, Красногвардейском и других районах. Но в сравнении с масштабами программы, это ничтожный процент.
Сметы
В последние годы сметы изначально вызывали сомнение в возможности их выполнения не в ущерб качеству. Многие фирмы, хорошо зарекомендовавшие себя на рынке кровельных работ, не участвовали в конкурсах на государственные контракты в этом году, в основном по причине нереальности сметных расценок. Много кровельщиков было заменено на приезжих рабочих. Профессионалы вынуждены, в лучшем случае, заниматься текущим ремонтом или менять профессию.
Стоимость по смете ремонта металлической скатной кровли средней сложности составляет примерно 1200 руб./м2. Произведем подсчет: минимальная прибыль фирмы - 25% (остается 900 руб.), материа¬лы для выполненения работ 25% остается 315 руб.), непредвиденные расходы, работа альпинистов, вывоз мусора, подсобники -10% (остается 280 руб.). Если рассмотреть работу, включенную в смету, то кровельщику необходимо сменить металлическое покрытие, обрешетку, заменить или усилить несколько стропильных ног, сменить участок мауэрлата, обработать деревянные конструкции раствором огне и биозащиты, выполнить устройства, связанные с вентиляцией чердачного помещения, оштукатурить стены вентиляционных каналов на кровле, и все это за 280 руб./м2 общей стоимости?! Уверены, ни один кровельщик-профессионал не будет работать на таких ус-ловиях при таких расценках. К тому же, не секрет, что работа на кровле обладает высокой степенью вредности для здоровья человека и связана с риском работы на высоте.
Кто виноват?
В произошедшей ситуации с капитальным и текущим ремонтом кровель в 2011 г. обвинять кого-то конкретно нельзя.
Виноват тот, кто: определил начало реализации программы в июле, а не в марте или, как в добрые советские времена, планово-круглогодично.
Виноват тот, кто: развалил профессиональное техническое образование и не создал ничего взамен.
Виноват тот, кто: берется за работу, заранее не зная, как будет ее выполнять.
Виноват тот, кто: утверждает государственные расценки на труд.
Виноват тот, кто: пренебрегает ответственностью за контроль качества выполняемых работ.
Виноват тот, кто: разводит бюрократию, не помогает и вовремя не подписывает договора на субсидии.
Из всего вышесказанного можно с полной определенностью утверждать, что перед нами - глубочайший отраслевой системный кризис.
Какие последствия нам предстоит пережить?
Запланированный ремонт кровель в этом году выполнен не будет. Имеется много домов, к работам в которых подрядчик еще даже не приступал. Есть дома, в которых капитальный ремонт начался только в середине октября. Если не рассматривать районные образцово-показательные адреса, то, проведя обследование любой капитально отремонтированной кровли, мы обнаружим типичные технологические нарушения, дефекты, несоответствия требованиям 1.160-1 КР-2 «Ленжил-проекта»1986 г.
В 90% случаях герметичность соединений скатных металлических кровель держится на полиуретановом герметике.
Насколько хватит надежности этого герметика - узнаем в зимний период. Но качество выполненных работ дает полное основание утверждать, что протечки в квартиры не прекратятся, а вероятнее всего, их количество даже увеличится. А прохожие так же будут рисковать жизнью, проходя по тротуарам, над которыми висят сосульки.
Какие меры следует предпринять для улучшения ситуации с кровлями?
- 1. Максимально сократить программу капитального ремонта, перевести объекты на текущий ремонт.
- 2. Возложить ответственность на Жилищный комитет за сроки подписания договоров на предоставление субсидий.
- 3. Усилить контроль за качеством работ со стороны отделов технического надзора ГУЖА, повысить уровень заинтересованности сотрудников работать честно (сегодня зарплата специалистов технадзора - не более 20-25 тыс. руб.).
- 4. Привлечь специализированные организации в помощь отделам технадзора для осуществления всестороннего контроля качества выполнения работ.
- 5. Пересмотреть единые государственные расценки, привести их в соответствие с реальностью.
- 6. Обязать подрядчика распределять рабочую силу на объекты в соответствии с предоставленной на конкурс документацией о наличии в фирме кадрового состава специалистов. Вести строгий контроль и ужесточить ответственность подрядчика за невыполнение этих требований
- 7. Провести анализ рабочей силы в городе. В соответствии с итогами определить объемы планового капитального и текущего ремонта.
Журнал КРОВЛИ №4 (31) 2011